Прежде чем начинать собственный фармацевтический бизнес, будущему предпринимателю необходимо определиться с форматом своей аптеки. Необходимо четко понимать, какая аптека ему нужна — аптечный киоск, аптечный пункт, традиционная аптека с возможностью расширения до аптечной сети?
От выбора формата аптеки зависит, например, возможность продажи лекарств по рецептам.
Аптечный киоск такой услуги предоставлять не вправе. Соответственно, рано или поздно он превратится в магазин парафармацевтической продукции, не приносящий особой прибыли. Причем для того, чтобы открыть маленький аптечный пункт при поликлинике, вам придется сначала открыть аптеку, поскольку киоск или пункт являются лишь структурными подразделениями.
Таким образом, проще начать свой бизнес с традиционной аптеки, в дальнейшем превращая ее в аптечную сеть. Впрочем, многие поступают иным, радикальным методом, открывая аптеку на окраине, не заботясь о ее рентабельности. Затем сразу же начинают раскручивать сеть аптечных киосков, законно регистрируя их как структурные подразделения головной аптеки. Впоследствии аптека закрывается, а сеть аптечных пунктов здравствует и процветает.
На сегодняшний день российские регионы еще слабо охвачены аптечными сетями, чем дальше от столицы, тем больше процветают одиночные аптеки, принадлежащие небольшим частным фирмам или предпринимателям. Недостаток таких аптек очевиден — маленький ассортимент.
Одно из главных преимуществ аптечной сети — в богатстве ассортимента, от 10 до 12 тысяч наименований аптечных товаров. Здесь и новейшие импортные разработки, и проверенные временем отечественные лекарства, и ортопедические изделия, и элитная косметика, и товары для новорожденных. В одиночной аптеке такого выбора, увы, нет. Для поддержания на плаву магазина с таким ассортиментом требуются не только значительные финансовые влияния, но и большие торговые площади.
Кроме того, аптечная сеть может поддерживать не самые высокие цены на медицинские препараты. Стоимость лекарственных средств при отпуске с аптечных складов самых крупных российских дистрибьюторов не одинакова для всех, высокий объем закупок — существенные скидки на медикаменты. В то же время маленькой аптеке приходится продавать лекарственные препараты по более высокой цене.